Почему возникает кризис новорожденности?
Кризис новорожденности — это сам процесс рождения. Ученые выяснили, что это важный и решающий момент для ребенка и первый в жизни критический период, за который кардинально меняется поведение, привычки, рефлексы младенца. Период первого кризиса начинается в момент рождения и длится до 2 месяцев.
Основная характеристика кризиса — новорожденный не может самостоятельно себя обслуживать. Только родившись, ему необходимо привыкнуть к новым условиям существования, а они очень отличаются от условий до рождения. Его самочувствие зависит от того, как организм сможет привыкнуть к новым условиям. Многие психологи говорят, что рождение естественным путем для адаптации ребенка лучше, чем кесарево сечение.
Факты доказывают, что малыши, рожденные естественным путем, лучше адаптируются в социуме, чем дети, родившиеся путем кесарева сечения, отличительной чертой которых является замкнутость.
Содержание
Причины данного явления
Кризис новорожденности связан со следующими причинами:
- Физиологическая. Малыш привык к комфортным температурным условиям в утробе, способу питания, теснота в матке была ему комфортна. Появившись на свет, ребенок попадает в абсолютно другие условия. Холод, громкие звуки, яркое освещение, новый способ питания и кислородного обмена способствуют тому, что новорожденный начинает чувствовать себя беспомощным.
- Психологическая. Ребенок за 9 месяцев привык чувствовать маму, ее стук сердца, тепло, ее движения, а в процессе рождения малыш теряет эти ориентиры, и, перестав чувствовать ее тепло, начинает тревожиться, чувствует себя незащищенным.
Социальная составляющая кризиса
Биологически новорожденный не может обеспечить себя едой, теплом, чистотой без помощи взрослого и является предельно зависимым от взрослого, а поэтому социальным. При значительной зависимости от взрослых малыш лишен главных средств общения с ними, прежде всего речи. На этом противоречии между беспомощностью и практически отсутствием способов взаимодействия с родителями базируется развитие ребенка в новорожденном возрасте. Это обстоятельство появляется потому, что, отсоединяясь от матери при рождении, ребенок не отсоединяется от нее биологически. И поэтому важный помощник в развитии грудничка — родитель.
Комплекс оживления
Под таким термином понимают определенную положительную психоэмоциональную и двигательную реакцию малыша на взрослого, и направленную к нему для привлечения внимания.
Главнейшее событие в формировании психики грудничка — это появление слухового и зрительного внимания. Слуховая концентрация внимания становится заметна на 2 неделе. Внезапный звук, порождает у грудничка остановку движений, он на время замирает и приумолкает. Где-то на 3-й неделе подобная реакция появляется, когда ребенок слышит человеческий голос. В этот момент новорожденный не только концентрируется на звуке, но и вертит головой в поиске источника звука.
Зрительное внимание становится заметным на 4 неделе и выражается так же, как и слуховое. Малютка, получив способность реагировать на голос мамы, видеть ее черты лица, налаживает с ней психоэмоциональные связи.
Итак, комплекс оживления состоит из следующих этапах:
- замирание и зрительная концентрация — длинный, пристальный зрительный контакт с глазами родителей;
- улыбка, которая выражает радость малыша при виде родителей;
- двигательное оживление — повороты головки, поднимание конечностей, выгибание спины, подвижность тела;
- сигналы, подаваемые голосом — вскрики, гуканье, гуление.
У малышей с задержкой в развитии изначально долго не появляется тот самый комплекс оживления, а он как раз служит для выражения первой его социальной потребности ребенка во вне утробной жизни — в общении со взрослым.
Признаки завершения кризиса
К единому мнению ученые не пришли, поэтому выделяют 3 основных точки зрения:
- Появление главных условных рефлексов. Кризис считается завершенным в тот момент, когда у ребенка начнут появляться условные рефлексы со всех главных анализаторов (пищевой, зрительный, слуховой). Это происходит примерно в конце 1 месяца жизни.
- Физиология. Кризис заканчивается тогда, когда ребенок приходит в такой вес, который был при рождении, и это значит, что нормальное функционирование обмена со средой установлено.
- Этот период заканчивается, когда ребенок начнет пытаться взаимодействовать с взрослыми (в возрасте 1,5-2 месяца). Взаимодействие в таком возрасте проявляется так: выразительные сигналы глазами или улыбка при виде знакомого взрослого. Эта точка зрения называется психологическая.
Психология ребенка в период кризиса новорожденности мало чем отличается от психологии ребенка или взрослого.
Поэтому при поддержке взрослых в таком сложном начинании грудничка, как социальная и физическая адаптация в новом для него мире, проходит быстрее, если ему уделяют внимание взрослые, улыбаются, разговаривают, держат на руках, поглаживают, потихоньку поют песни, и читают книги.