Схема введения прикорма для детей на искусственном вскармливании
Важным и необходимым этапом в кормлении малыша является введение прикорма при искусственном вскармливании. Когда ребенок или вообще не употребляет молока или же на 1\3 часть питается молоком, а на 2\3 — искусственными смесями, идет речь именно об искусственном вскармливании.
Материнское молоко содержит помимо белков, жиров, углеводов, витаминов, также элементы, обеспечивающие иммунную защиту малыша. Однако со временем становится очевидным, что для дальнейшего полноценного развития ребенка одного только молока (или молочной смеси) недостаточно. Поэтому постепенно вводится дополнительный прикорм, причем в зависимости от того, на каком питании находится грудничок, схема введения прикорма при искусственном вскармливании несколько отличается от схемы при обычном грудном вскармливании.
Содержание
Кому нужны изменения в питании?
Разумный вопрос: раз молоко настолько идеально, то зачем вводить прикорм? Это необходимо, чтобы:
- ввести новые витамины, минералы, микроэлементы;
- подготовить к переходу на обычное питание, начать «тренировать» жевательный аппарат и пищеварительную систему.
Для детей, которые находятся на искусственном вскармливании, прикорм вводят, как правило, раньше. Согласно рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения, для тех, кто находится только на грудном вскармливании, прикорм следует вводить с полугода, а для тех, кто на искусственном — на полтора-два месяца раньше, т. е. уже начиная с 4 месяцев.
Считается, что дети-искусственники более приспособлены к введению прикорма. До этого возраста это делать не рекомендуется, так как пищеварительная система малыша еще совсем не готова к тому, чтобы переваривать даже незначительное количество продуктов.
На что обратить особое внимание?
Сразу нужно оговориться: любой прикорм должен вводиться подконтрольно и системно. Нередки случаи, когда находящиеся дома родственники (муж, бабушки) так и норовят незаметно от мамы дать попробовать малышу какие-то интересные на их взгляд продукты, например, варенье или капельку борща. Мотивируют это тем, что «от грамма ничего не случится» или «в наше время дети в полгода вовсю ели супы» и тому подобное.
Следует категорически избегать подобных случаев, так как, во-первых, именно мама несет ответственность за малыша, во-вторых, эксперименты с грудными детьми не уместны и, в-третьих, уже есть определенный, накопленный годами опыт и следует его придерживаться.
Итак, пришло время прикорма. На что следует обращать внимание? Прежде всего, общее состояние ребенка. Если он не здоров, есть какие-то расстройства, нарушения — с прикормом следует повременить или же корректировать интенсивность его введения.
Прикорм нужно начинать с кашеобразных продуктов, так как видно, что измельчить пищу ребенку пока что нечем, да и жевательный рефлекс не сформирован. Первые прикормы должны иметь кашеобразную и достаточно жидкую консистенцию, со временем (через 1,5-2 месяца) состав должен становиться плотнее, и уже возможно содержание комочков (в целом это должно соотноситься с прорезыванием зубов).
Такие же правила введения прикорма действуют и относительно размера порции. Начиная с чайной ложки, постепенно порция должна увеличиться вплоть до размера, заменяющего один прием пищи (это примерно 150 граммов). То есть, размер порции в первый день составляет 1 ложку (около 10 граммов), затем удваивается каждый день. Аналогичная ситуация связана и с маслом: начиная от одной капли и заканчивая к 7 дню половинкой чайной ложки (на 150 граммов основного продукта).
Если прикорм только начинается, вводить его нужно обязательно до кормления, если ребенок уже готов получить полноценную порцию, то можно заменять некоторые из утренних приемов молока или смесей. Такой способ приема позволит полноценно понаблюдать за реакцией ребенка на тот или иной продукт.
Некоторые продукты могут вызывать у малышей аллергию. Поэтому вводить новые продукты нужно не чаще раза в неделю. К примеру, первая неделя — один продукт, вторая неделя — другой продукт и так далее. Не нужно забывать, что пищеварительная система детей еще пока не готова переваривать сразу много разных продуктов. Если ребенок привык к одному продукту, хорошо его переносит (хорошо себя чувствует, отсутствует рвота, понос) — можно вводить следующий. И наоборот, при появлении подобных симптомов продукт стоит временно убрать из рациона.
Крупы или овощи?
Основная рекомендация для здоровых детей — начинать прикорм с овощных пюре. Также овощи полезны будут детям с избыточным весом (или страдающим запорами). А вот детям с нехваткой веса или страдающим нестабильным стулом можно попробовать начать с каш.
Хочется акцентировать внимание: не нужно приучать ребенка только к сладким прикормам! От этих первых опытов во многом зависит то, как малыш будет питаться дальше и насколько будет воспринимать потом «нормальную» пищу с традиционными вкусами (в том числе с нейтральными вкусами), ведь известно, что многие полезные продукты не имеют ярко выраженного вкуса, но тем не менее рекомендуются к употреблению.
Какие овощи наиболее предпочтительны? Конечно те, которые богаты клетчаткой: цветная капуста, кабачки, брокколи, тыква. Лучше всего начинать с пюре из одного продукта, затем постепенно вводить дополнительные овощи, с более ярко выраженным вкусом и цветом — типа моркови. Овощи должны быть тщательно вымыты, очищены, отварены (лучше всего на пару) и измельчены (протерты). Если малыш не привык к комочкам, он с огромным удовольствием будет выплевывать их.
Пюре из фруктов можно вводить даже раньше пюре из овощей. Конечно, ребенок будет есть их с большим удовольствием и, как правило, ввести в рацион их не составляет труда, ведь фрукты сладкие. Однако тут возможно столкнуться с тем, что проблема ввода овощей так и останется.
Овощные пюре допустимо делать как из свежих продуктов, так и из замороженных. Можно покупать готовое, а можно готовить самому. В покупных пюре следует обращать внимание на степень его измельченности, на рекомендуемый возраст и состав (в частности, некоторые включают соль, растительные масла). Кроме того, разные производители для разных возрастов предлагают свой ассортимент овощей — к этому также нужно относиться внимательно. Даже пюре с одним и тем же составом, но разных производителей может по-разному приходиться по вкусу ребенку.
Пюре, каким бы оно ни было, должно быть свежим, теплым (не слишком горячим и не слишком холодным). Можно добавлять немного масла (сливочного или растительного).
Помимо пюре, следующим этапом может быть включение в рацион каш. Здесь действуют те же принципы: постепенность, разумность, нейтральность, состав компонентов. Начинают прикорм с одного вида крупы, затем крупы можно комбинировать. В первую очередь подойдут крупы, которые не содержат глютен: рисовые, кукурузные. Можно выбрать уже готовую кашу, которую следует разводить водой, или же сварить самостоятельно из рисовой (гречневой) муки или же из цельных зерен. В случае, если каша варится из зерен, после ее обязательно нужно протереть. Гречневая каша считается очень полезной, она легко усваивается и содержит необходимые микроэлементы. В каши, как и в овощные пюре, можно добавлять масла, растительное или сливочное. Как вариант, каши можно варить на молоке или на воде. Молоко может выступать как аллерген, поэтому молочные продукты рекомендуется вводить очень осторожно. Не рекомендуется усердствовать с добавлением в каши сахара.
Не следует забывать о соках. Помимо традиционных соков из фруктов (например, яблок), можно вводить овощные соки или смешанные фруктово-овощные. Впрочем, соки не считаются прикормом и его не заменяют.
После полугода, на фоне уверенного употребления овощных пюре и каш, в рацион можно вводить мясные, а затем и рыбные пюре.
Обычно выбираются нежирные сорта мяса, такие как индейка, курица. То же самое относится и к рыбе, это может быть хек, треска, отваренная и перетертая. Можно начинать включать в рацион и желток.
Оптимальные нормы
Сомневающимся молодым мамам может помочь для полноценного прикорма при искусственном вскармливании таблица, в которой указаны:
- наименования продуктов и блюд;
- месяц введения того или иного продукта;
- оптимальное количество вводимого прикорма по месяцам от 0 и до года.
Нужно иметь в виду, что в таблице даются примерные параметры, можно отталкиваться от следующих расчетов: в возрасте от 4-х месяцев до полугода ребенку требуется около 1\7 от его веса (всего, в день), с полугода до года — примерно 1\8 часть.
Возможные реакции
В целом по нему можно понять, насколько удачно подходят продукты, как хорошо они перевариваются, нужно ли продолжать их вводить в рацион или же заменить на другие. Если стул приобретает слишком характерный, неприятный запах, рекомендуется проконсультироваться у педиатра.
В целом показателем удачного введения прикорма будет энергичный, здоровый малыш.